Вчера прочитала этот "роман-концентрат". Роман, блин, длиною в жизнь. Жанр у него пограничный: с одной стороны, это довольно реалистичный исторический роман о первобытных людях, с другой стороны, фэнтази (какую-то мистику автор накрутил).
Отсутствие информации об авторе указывает на то, что это псевдоним. Или за звучным именем "Олег Микулов" стоит коллектив авторов. Там действительно странная вещь. Исторические реалии очень четко, очень качественно, очень достоверно изображены. Если верить комментариям к роману, там вообще многие места из романа существуют в реальности и описанные предметы действительно там найдены (подарил герой сыну стрелу и инструмент, и в реальности археологи откопали какую-то хижину и внутринашли стрелу и описанный инструмент). И я уверена, что все события романа (если отбросить мистику), нравы и обряды - 100% реальные.
Сюжет вообще двойной. Первая часть романа рассказывает о взрослении молодого охотника. Вторая - напоминает сюжет "Властелина колец". Герой при подмоге со стороны объединенных племен тащится через всю страну в логово зла, чтобы кинуть колечко в вулкан совершить одно-единственное деяние, которое может остановить надвигающееся зло. Толкиена автор, видимо, очень любит. Эпиграфом взято его стихотворение, Древние и горный народ - фактически эльфы и гномы. Вообще, если бы не исторические реалии, это напоминало бы фанфик по "Властелину колец".
Также нашла несколько аллюзий на другие произведения. Например, аж на стихотворение Багрицкого (удивительно!).
Минусы романа: гигантизм. Такого объема событий, смен персонажей и их имен хватило бы на 5 романов, а не на один. Еще один минус - язык. Автор злоупотребляет праттчетовскими графическими фишками. Но у Пратчетта они выглядят прикольно, а тут... пафос, большие буквы, курсив к месту и ни к месту. Как-то претензиозно и наивно это выглядит... А еще мне не нравится эта мистика и мертвая подружка героя, которая все норовит и его заманить в "голубой свет".
Вообще в романе отлично показывается, от чего спас нас Христос. Потому что мир там без любви, наполненный страхом и враждой. Там, конечно, воспевается Род (но Род - это все же не семья), воиинская доблесть и т.д. Но герой там до ужаса несчастен. Всю жизнь тоскует, всю жизнь марионетка непонятных духов, которые даже лицо ему не показали.
Жизнь у первобытных людей проходит в жестокой борьбе с природой и друг с другом, а также в глубоких суевериях. У них очень жесткая иерархия: у мужчин-охотников свои секреты и мистические обряды, а женщин - свои, у шаманов - свои, у неинициированных - свои. Привычное дело там Обряд инициации, который проходят все подростки. До этого обряда ребенок и не человек в полной мере, он принадлежит не Роду, а своей матери. Инициация - процесс жестокий и ужасный (см. Проппа): на нем имитируется смерть, пратикуется голодовка и лишнения, а потом человека возвращают в мир под другим именем. Точнее это даже "от духов приходит другой". С прежним коллективом детей уже играть нельзя и даже общаться.
А еще они поголовно верят в порчу. Случилось что-то плохое: зверь напал, копье не попало в тигрольва, порвались штаны, споткнулся, - в чем причина? Кто-то наколдовал! Этим кто-то чаще всего оказываются соседи (о них ходят слухи, что они все колдуны. Правда, у соседей ходят точно такие же слухи, но про данное племя), но может быть и просто человек, который не нравится, который просто не вовремя посмотрел на неудачника. Это он колдовство наводил, не иначе! Единственный способ спастись от колдуна - это его убить. Что активно практикуется. Опытные шаманы могут умело указывать на "колдунов" и трактовать "знамения" абсолютно как угодно, вернее, как им выгодно. Чтобы не стать жертвой порчи, нужно успеть испортить врага раньше. Поэтому персонажи постоянно бормочут "заклинания", и во время стычек обвиняют друг друга наложении проклятий, выясняют, кто колдун. Да, инквизиция тут отдыхает.
А еще есть такой милый обряд - добыть себе жену. Для этого нужно пойти на территорию другого племени и, подкравшись у тропы, схватить местных женщин, когда они будут проходить мимо. Между прочим, в свое племя женщина уже не может вернуться: она ж опозорена. Остается либо погибнуть, либо всю жизнь жить вот с таким уродом, который на голову свалился. Н во втором случае, при рождении детей будет уважение и проч. Однако по территории чужого племени бродят местные охотники - отцы и братья этих девушек. И если они поймают "жениха", даже до осуществления его "миссии", то убьют самым садистким способом (возможно, обоих). Да, сказочный мотив, когда возлюбленные герои убегают от Кощея-отца героини, а тот их долго преследует, в реальности основан на кровавых и страшных событиях, практикующихся столетиями. Конечно, были браки и по взамной любви и согласию. Но то, что я описала, тоже было в порядке вещей.
В книге герои поперлись за невестами. На них напали эти потенциальные родственники, многих убили. Выживший персонаж вернулся в племя, пожаловался там. Остальные охотники подхватили копья и бегом мстить. Побоище, куча народу полегло. Но они победили, захватили дань и добычу и заключили "вечный мир". Только автор скептически пишет, что у них этот "вечный мир" длится примерно 3 года.
Очень много в романе пышных фраз и ритуальных формул, но при этом люди готовы воткнуть собеседику кинжал в спину, не особо заморачиваясь на морали (вот, по-моему, против чего направлено поучение в Библии, что нельзя быть многословными, кляться чем угодно и т.д.).
А еще все герои - безвольные марионетки "духов", заложники суеверий. Неправильно произнес заклинание, черная ящерица дорогу перебежала, не то зелье выпил, - все это такие важные детали. Сына героя местный саруман пытается сделать злобным черным колдуном. Для этого надо в полнолуние на черном камне какой-то там обряд провести. А мать пытается спасти сына, но не может: ей, грубо говоря, для светлого обряда корешков не хватает. А воля сына вообще ничего не значит типа? Неважно, чего он сам хочет, добрым быть или злым, главное черный камень и корешок.
В общем, мир жестокий, кромешый... Я думала несколько раньше, что вот в таких местах мог быть праведник... Нет, я была неправа. В таких условиях лжи, насилия, жестоких суеверий просто не может возникнуть праведник! Там нет гуманизма вообще... И глядя, как живут эти люди, как гибут ни за что ни про что, совершают преступления, не задумываясь, думаешь, что потоп против таких был бы, наверное, неплохой мерой. И еще думаешь, как здорово нас изменил Бог. :)
В общем, роман интересный, особенно в плане исторических деталей. Он совсем не "сильный" в плане поэтики, но от чтения можно получить много пользы.