
Еле осилила вчера. Кажется, что тонкая книжка, а в ней 450 страниц. Однако я чуть ли не месяц читала "Сагу" совсем не из-за немаленького объема.
Это история про 4-х сценаристов, у каждого из которых были разные проблемы в карьере и по жизни. Им дали работу писать сценарий для сериала, который был нужен, чтобы выполнить какой-то план телеканала. Сериал планируется совсем убогим, он и транслироваться будет в 4 часа ночи. Им разрешено всего 10 персонажей и 4 декорации. Актеров и съемочную группу нашли чуть ли не среди уборщиков. И поскольку ничего такого руководство канала не ожидало от сериала и его создателей, они разрешили писать в сценарии что угодно. И эти сценаристы, ощутив свободу, как начали писать первое, что им в голову приходило, писали небрежно, порой путались в своих задумках. И совершенно неожиданно, но, как это водится, "Сага" стала самым популярным сериалом во "Франции", свела с ума армию поклонников. Ко всем создателям пришла мировая слава. Однако это еще не конец, и им придется выдержать битву за свое творение с жадными до прибыли руководителями канала, которые попытаются отобрать права на сериал, и рекламу там гонять. А заодно и на мозги населения воздействовать.
Мне много не понравилось в романе. Во-первых, автор все щебечет и щебечет, содержание расплывается. Вообще я впервые столкнулась с романом жанра фьюжн. "Сага" в этом плане очень колоритна. Начинается как детектив, потом развиваются истории героев, потом роман превращается в "историю успеха", местами напоминает любовный роман, местами психологический триллер. Сюжет дробится на 4 части, переодически соединяется в одну историю. Плюс еще сама "Сага" - сериал, над созданием которого работают персонажи. Переодически появляются вставки из сценария, потом они еще варьируются. Все перемешивается в постмодернистком стиле. Роман свободной формы. Однако у меня немало разочарования после прочтения.
Во-первых, не понравилось, что текст по сути - это сумбурные мечты автора: вот он создает великий сериал, потом 19 миллионов человек, правительство Франции и директор канала-личный враг на коленях умоляют его написать еще одну серию, а он гордо отказывается; вот проходит через фантастические мытарства. Короче, это фантазии слабовольного человека. Марко сам не знает, для чего живет. То он весь такой атеист, то бежит в церковь. Автор бросается какими-то наивными идеями.
Во-вторых, эти самые идеи. Он описывает, что сериал становится безумно популярным, но почему? В текстах сценария показано, что герои сериала предаются разврату, одна героиня собирается совершить самоубийство из серии в серию, другая зоофильствует, один герой жутчайший алкоголик, другой безумный ученый, потом еще сценаристы размышляют, как круто будет показать священника, разочарованного в вере и отрекающегося от нее, также выводят в качестве персонажа Бога (и герои по сюжету "помогают" ему). Это все фэнтази. Сомнительно, что в реальности такой деструктивный сериал будет популярным, и что он вообще выйдет. Так что когда в середине книги сценаристы предают свое творение и зрителей, это не выходящий за рамки поступок, а закономерный исход.
В-третьих, автор все время скачет по хронотопу. У него мысли просто не держатся. Вот кульминация романа - четверка собирается спасти "Сагу". А на следующей странице их показывают через 30 лет. О "Саге" только далекие воспоминания. Думаю, он просто не мог объяснить, как они спасли сериал. Сам не знает. Кажется, автор писал книгу так же небрежно, как сценаристы свой текст. К тому же он зря так бросился рекламировать технологии туманного будущего: мол, скоро будет нормальной практикой "воскрешать" умерших великих актеров в виде 3d моделей и делать с их участием новые фильмы; а еще появятся интерактивные фильмы, где зритель, нажимая на кнопочки, сможет выбирать сюжет и поведение персонажей. Мыслишки, актуальные на волне постмодернизма. И, как оказалось, это были слишком смелые мечтания. Кое-что реализовалось, но вроде как попытки создать такие интерактивные фильмы провалились.
Но несмотря на общее разочарование кое-что полезное я из книги почерпнула. Увидела, что работа сценаристов очень важна, но на этих людей почти не обращают внимания, когда фильм выходит.
Вот не буду больше читать книгу, если у нее на обложке хвалебные отзывы глянцевых журналов или "звезд" (так было с изданием этой "Саги"). Кажется, это верный признак, что под обложкой почти макулатура. Собственных ресурсов книги не хватает, раз нужна такая рекламная поддержка.
А еще в одном рекламном отзыве сравнивают "Сагу" с "Генерацией П" Пелевина. Я сначала недоумевала, почему. "Генерация П" вообще другой роман и по жанру, и по стилю, и по идеям. Но поняла в процессе чтения, что у книг есть сходный момент. Сценарист Марко, как герой Пелевина, по ходу действия обращается к Богу и просит помочь, а в обмен предлагает "помочь Богу" и сделать в сериале рекламу веры (ха-ха!). Только в отличие от героя Пелевина, Марко потом устыжается, говорит, что вел себя, как торгаш. Однако все равно потом делает то, что называет "сделкой с дьяволом" - разрушает "Сагу". А мне кажется, она изначально была не очень хорошая.
Иногда популярность фильма может объясняться тем, что в нем есть какие-то пустоты. Зритель в эти пустоты вкладывает свое. Потом он и становится активным фанатом, а на самом деле все это самообман.