Читала тут юмористическое фэнтази Терри Пратчетта "Carpe Jugulum. Хватай за горло!". Много думала.



Это затейливая история про то, как Ланкр подвергся угрозе вампиров и про многое другое. Но в этой книге, если не путаю, впервые поднимается отнюдь не юмористическая проблема эвтаназии, причем, подается она вне сюжета. А кроме того, здесь разворачивается мощный идеологический конфликт между ведьмами с их своеобразным мировоззрением и жрецом бога Ома (а точнее с исповедуемой им верой. Жрец был такой мизерабль). И в этом нельзя не угадать противопоставление язычества и христианства. Я могла бы назвать роман "Письмена язычника", потому что повестователь смотрит на мир из определенной точки зрения. Ну, для меня не было секретом то, что в романах про Плоский мир пренебрежительный взгляд на религию (хотя про первые романы можно говорить особо, там боги играют с людишками). Но в "Хватай за горло" прям конкретно на христианство наехал. И это были не просто спонтанные вопли простого обывателя, а четкие предъявы. Интересно сочетать эту книгу с "Дарами и анафемами" Кураева. В "Дарах и анафемах" дается список претензий язычников. И вот чуть ли не в таком же порядке матушка Ветровоск высказывает претензии к жрецу. Но ведьмы даже не дают ему толком ответить. Они просто не хотят слушать. Картина мира, которую повествователь показывает основной и "правильной" в Плоском мире - это язычество, попытки человека искать Бога. В Плоском мире дофига богов, но это всего лишь наместники-господа, им нет дела до людей, они очень далеко. А иногда богами становятся творения человеческого разума. Короче, священник подвергается осмеянию по всем законам карнавальной культуры, в то время как образ матушки возвышается до размеров вселенной (вообще в книге отвратнейшие мерисью).ЯзычникиВедьмы так и не могут понять, что христиане поклоняются не одной из космических стихий, которые в конечном итоге будут разрушены (и поэтому крайне неполезно отдавать свое сердце всякой енергетике), а Творцу, создавшему этот мир и находящемуся вне его; что это не нечто абстрактное, а живая Личность; что Он не равнодушен к людям. В христианстве, в отличие от язычества, Бог пришел к людям. А то, что спастись можно только через Него, вызывает у ведьм крайнее возмущение. К вопросу о толерантности. Омнианин вообще ничего им не делал, но они тыкали его зонтиком, словесно издевались без конца, запугивали, помыкали безответным беднягой. Ну, конечно, он тоже оказался по-своему хорош. В итоге он заражается ведьмовскими идеалами. Точнее их пониманием того, что религии в Плоском мире создают люди. Свой культ он вдруг тоже видит через эту призму, и тут его охватывает эйфория, как будто бы он только что откусил от яблочка в Эдемском саду. Он сжигает книгу Ома, хватает топор и давай рубать неверных вампиров направо и налево, при этом радуясь осознанию, что если захочет, он может сделать топор священным символом. В конце книге находится некий идеологический компромисс: культ Ома объявляется одним из многих мировоззрений, приживается в языческой среде (но вроде какие-то осколки, остатки уникальности сохраняются). Впрочем, стоит заметить, что культ Ома - это, конечно, не само христианство, а карикатура на него. И было бы странно, если бы такая карикатура вдруг превратилась в портрет. А еще упоминается, что священник раздает брошюрки и поет веселые песни со словами из местного священного писания. Такие черты характерны для сект типа свидетелей иеговы и этих как их харизматов, а не для христианства.
А с другой стороны эта идеологическая борьба в книге крайне серьезна. И, имхо, она там главная, а вампиры, Агнесса с ее проблемами, королевская семья, - это второстепенно. Интересно, что ведьмы в своих попытках разобраться с культом Ома в итоге задают тот самый вопрос Понтия Пилата: "что есть истина?". Но, как и упомянутый товарищ, не ждут на него ответа. А еще очень важный момент - Эсме приходит к пониманию того, что люди нуждаются не в справедливости, а в милосердии. Она же понимает все основы мироздания! Она же видит, где Истина, где Свет, но... поворачивается к свету спиной (в книге это буквально). И вот это меня поразило. Ну, блин, почему они так сделали? Выходит, ведьмы не так мудры, не так замечательны, не так разбираются в жизни, как это кажется... Знать, в чем истина, и ее отвергнуть. Вот, кстати, в книге "Дары и анафемы" именно такое поведение называется хула на Святого Духа.
Но я, кажется, понимаю, почему ведьмы выбрали другой путь - в гибель. В начале книги кто-то упоминает, что жрец Ома призывает к раскаянию. А нянюшка Ягг возмущается типа: "Это мне каяться? Да мне больше делать нечего!". Вот оно что. Гордыня. Мне кажется, в итоге ведьмы останутся непобедимыми, замкнутыми в себе и одинокими, - вечно. И мне не кажется, что это будет хорошо.

Ну, конечно, это всего лишь фэнтезийная книжка. Но что-то мне Пратчетт начинает не нравиться. Кажется, из книг, в которых в качестве осановной идеи в завуалированной форме подается хула на христианство, можно немаленьких список составлять.



URL записи